Борис Щербаков
Как рассказывали, в дореволюционные годы в горном поселке в несколько домов - Чибунде (по-казахски - Шибунды) есть место, где много комаров. Но это одно из наиболее живописных мест в Уланском районе. Глазам предстает широкая зеленая долина, по которой протекает речка с одноименным названием, густо поросшая по берегам тальником, черемухой.... За этой долиной - невысокие горы со скалистыми вершинами и сосновый бор.
Место бывшего поселка далеко видно. Так вот молвят люди, что здесь, примерно в пяти километрах от села Таинты, было когда-то поселение крестьян, прибывших из деревни Медаево Симбирской губернии. Прибывшие встретились с суровыми здесь зимами: снега большие да еще морозы, метели... Словом, для жизни условия оказались непростые. И тогда один из чибундинцев приехал в гости к другу своему, у которого был постой по речке Сагыр, где хорошие пастбища. Как полагается, привез гость подарки ценные по тому времени - мешок муки, хлеб. Казахи тогда почти не сеяли пшеницы, обходились пшеном для толокна, да еще хлеб в цене был. Гость еще привез плитку чая. А это - особо дорогой подарок для степняка.
Погостившему крестьянину понравилась местность: пастбища хорошие, степь для хлебов подходящая, речки - вот они, рядом: Урунхайка и Сагыр. Название Сагыр, как считают местные жители, связано с тем, что у речки слишком переменчив характер: летом она напоминает большой ручей, а весной становится многоводным, бешеным потоком.
- И тогда гость, - сказал мне старожил этого поселка, 80-летний Ергазы, - у бая, друга своего, стал просить землю аккурат между двумя речками - для дома и хозяйства.
- Сколько земли надо тебе? - спросил хозяин
Схитрил смекалистый гость. «Много попросишь - не даст, мало - чего связываться», и ответил:.
- Дай мне столько места, сколько займет расстеленная шкура большого быка.
- Так мало, - удивился бай.
- Сделаю из нее много, а на первых порах мне хватит, - поспешил успокоить хозяина крестьянин.
Заинтересовался бай, но согласился. Заколол он самого большого быка, а шкуру животного другу отдал.
- Вот смотри, что ты просил, - подшучивал хозяин. Он расстелил шкуру на земле. - Сам столько просил, а на ней спать - и то тесно, не говоря уж о хозяйстве.
Взял крестьянин шкуру, перекрестился и сказал свою обычную присказку: «Голь на выдумки хитра». С этими словами остро отточенным ножом он принялся резать из нее тонкий ремень. Резал осторожно, по самому-самому краю. Только бы не порвать. Не спешил крестьянин. И так аккуратно и тонко разрезал ее, что образовался длинный, без единого порыва ремешок. Видит бай, ремень длинный уже, а нож не дошел и до середки. Наконец нож крестьянина до точки дошел: распустил шкуру цельный ремешок. Когда работа закончена была, растянул он ремень и получилась внутри него вполне подходящая для усадьбы площадь.
Удивился такой находчивости бай:
- Ладно, уговор был, бери за смекалку и как друг земли столько, сколько тебе надо. Строй избу, хлеб сей.
Построил избу чибундинец, и потянулись сюда другие односельчане его.
А чего же не селиться здесь: земли удобные, до города недалеко. Так, в 1898 году образовалось здесь селение. Выросло со временем село Михайло-Архангельское (в честь святого так названное). После революции, в январе 1924 года, по решению сельчан переименовали это село в Ленинское. А до войны еще стояло село Чибунды. Беднело потихоньку, а тут еще война началась, да волки кругом... Совсем разорились первые поселенцы, по деревням другим разъехалась. А кто и в Усть-Каменогорск подался.
В 2007 году Ленинку снова назвали своим древним именем - Сагыр, как и малую речушку, через него протекающую.
Рудный Алтай. - 2012. - 7 сентебря. - С. 21.