В 1920 году в Казахстане развертывается кампания организации единой системы органов государственной власти в форме Советов. В селах, аулах и станицах проходят выборы советов, затем волостные и уездные съезды, на которых избираются исполкомы Советов. Этим исполнительным органам ревкомы передали всю полноту власти.
В 1920 году в хуторе Бузулин образовался сельский Совет и стал называться Украинским, так как большинство жителей были переселенцами с Украины. Хутор Бузулин переименовали в село Украинку. Первым председателем сельского Совета был Борданенко Сергей Николаевич.
Тяжелое наследие досталось ему. Внутреннее положение страны в то время было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство было разрушено войной. Вот что говорят архивные документы:
«Нарушились экономические связи между различными районами, отраслями народного хозяйства, между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и деревней. Остро ошущался недостаток продовольствия и предметов первой необходимости, бумажный рубль обесценился. Сельское хозяйство было отсталым, экстенсивным. В земледелии преобладала залежно-переложная система, в скотоводстве -- кочевое и полукочевое хозяйство.
Первая империалистическая и гражданская войны резко подорвали экономику края. Хозяйничанье белогвардейцев, интервентов, алашордынцев в 1918 -- 1919 гг., военные действия, неурожаи и джуты, особенно 1920 году, разрушение ирригационных сооружений, ослабление заинтересованности крестьянства в росте посевов и поголовья скота, а отсюда и
значительное падение производительности крестьянских хозяйств - все это отрицательно повлияло на состояние сельского хозяйства.
Разрушен был сельхозинвентарь. Почти одна пятая общегочисла хозяйств крестьян-земледельцев не имела инвентаря.
Товарность сельского хозяйства была очень низкой как в земледелии, так и в скотоводстве, Большинство крестьянских хозяйств имело чисто потребительский характер, усилилась их
натурализация.
Сосуществовали еще различные формы сельского хозяйства: земледельческое и скотоводческое. Преобладало в селе кочевое скотоводческое хозяйство. По-прежнему во многих районах оно кочевало на большие расстояния».
Землепользование деревень и аулов было общинным, переделы производились редко и далеко не всюду. Участково-отрубная и хуторская система землепользования были распространены мало, главным образом в старожильческих селах. Как между сельскими обществами, так и внутри них земельные угодья распределялись неравномерно. Землеустроительные работы в годы гражданской войны почти не проводились, сохранились дальноземелье и чересполосица.
В переселенческой деревне, как и в центре страны, преобладал мелкотоварный уклад. Патриархально-феодальная идеология, отсталые традиции и родовой быт, проникая во все поры
общественных отношений в ауле, сдерживали развитие классового самосознания трудящихся, что сказывалось на работе аульных ячеек и даже волкомов партии. Эксплуатация бедноты, противоположность интересов бая и бедняка маскировались «родовой взаимопомощью», представлениями об «общности» интересов всех членов рода. Вот здесь-то и пригодился опыт крестьян Украинки.
В конце 1920 года вырабатывается новая экономическая политика, принимается решение о замене продразверстки продналогом. Во время подготовки к полевым работам создаются государственные мастерские по ремонту сельскохозяйственного инвентаря.
1923 год явился переломным в восстановлении народного хозяйства, Начался неуклонный, хотя и более медленный, чем в центре страны, подъем производительных сил сельского хозяйства.Этому содействовал введенный в мае 1923 год единый сельскохозяйственный налог, собиравшийся преимущественно в денежной форме. В целом же налог уменьшился по сравнению с предыдущим годом почти на одну треть. Основная тяжесть налога падала на кулацкие и байские хозяйства. Ставки налога на кулацкие хозяйства были в среднем в три с лишним раза больше, чем на середняцкие, а крупные баи-полуфеодалы платили в пятнадцать раз больше, чем середняки.
Налог стимулировал развитие товарности сельского хозяйства, стал способствовать стабилизации курса рубля, ликвидации натуральных форм обмена, развитию рыночных отношений.
Земельный кодекс, утвержденный ЦИК Казахской АССР в январе 1923 года, четко определил права крестьянства на землю, характер и методы землеустройства, ликвидировал остатки
принудительной земельной общины, ограничил возможность сосредоточения земли в руках кулацких и байских хозяйств, создал устойчивое землепользование. Особо оговаривались в кодексе права кочевого населения, предусматривалось выделение страховых участков для сенокошения и пастьбы скота, запрещалось преграждение допуска к водопоям, перекрытие кочевых путей.
Стало постепенно улучшаться снабжение сельского хозяйства машинами и орудиями, семенным зерном. В Украинке при участии крестьянства реконструировались старые и строились новые ирригационные сооружения, был создан сельскохозяйственный совет, обобщавший местный опыт, пропагандировавший агрономические знания. Велась борьба с сельскохозяйственными вредителями. Исполком Совета стал премировать крестьян за переход к севообороту, вспашку под зябь, снегозадержание.
Возростала роль кооперации в хозяйственных связях города с аулом и деревней, в восстановлении сельского хозяйства.
Кооперация имела преимущества в кредитовании. Украинцы вступили в кредитное товарищество. Оно помогало им приобрести инвентарь, рабочий скот, семена, сбывать сельскохозяйственные продукты.
В 1924 году в село пришли первые трактора (колесные).Первыми трактористами стали Абромайтес В.Л., Козаченко А., Дьяченко Юлия. Немного позже пришли тракторы «фордзоны», на которых стали работать Яковенко И.С., Дьяченко И.И. Их называли в шутку летчиками, потому что трактористы ходили в кожаных черных куртках, таких же кепках и очках.
Под влиянием хороших результатов работы МТС: и обслуживаемых ими колхозов единоличные бедняцко-середняцкие хозяйства начали вступать в существующие колхозы и ТОЗы или объединялись в новые коллективы. Наиболее соответствовавшей условиям жизни и быта аула в то время являлось Товарищество по совместной обработке земли и косьбе (ТОЗ). В Украинке в 1928 году тоже было создано два ТОЗа, одно в Бузулине, другое в Каражоле (село условно делилось на два микрорайона, и до сего дня так делится). Первыми председателями ТОЗов были Литвинов Г.Ф. и Болгарин Е.Н. Землю стали обрабатывать все вместе. У товарищества по совместной обработке земли и косьбе был свой Устав. Он разрешал членам товарищества иметь в индивидуальном пользовании овец, рабочий скот, лошадей.
Подчеркивалось, что основные сельскохозяйственные работы в товариществе на основе сдельщины. Эти нововведения способствовали развертыванию колхозного движения.ШКОЛА МОЯ, РОДНАЯ
До 1917 года в селе Украинка была церковно-приходская школа, где изучали закон божий. Самая первая школа находилась на окраине села, где сейчас живут Ильиных, Школа была маленькая, деревянная, имела только одну классную комнату, Первым директором был Андрей Алексеевич Чагин. Рядом со школой стояла деревянная церковь. Сначала в школе было всего 3 класса, потом открыли четвертый. Шло время. В 1929 году начали строить школу на площади (где теперь детский сад). Было в ней 2 классные комнаты и маленькая комнатка - учительская. До 1929 года, пока строили здание школы на площади, учащиеся занимались в доме, принадлежащем ранее кулаку Боздрикову. В это время в Украинке вместе с А. А. Чагиным учительствовала Мария Степановна.
В сороковых годах школа стала семилетней. Был назначен новый директор - Шмаков Михаил Петрович. Появились новые учителя: Седова О.К., Матвиенко Ф.В., Чернецова П.М., Кановалова М.Н и другие. В 1941 году началась война. Трудные это были годы.
В 1942 году ушел на фронт директор школы Шмаков Михаил Петрович. После него в школу назначили директором Чечель Ефросинью Ивановну. Вместе с ней прибыли на работу в школу ее сестры: Чечель Полина Ивановна, Чечель Екатерина Ивановна, Биалко Екатерина Георгиевна, Гладышева Нина Аркадьевна. Потом C. прибыли Кальянова М.В. и Гвоздева А.С.
В эти военные годы с каждым днем становилось все труднее и труднее жить, как для всего населения, так и для учителей и учащихся. Не на чем было писать, не было бумаги, недостаточно было учебников, на класс 5-6 учебников, а в классе было 25-30 учеников. Для первых и вторых классов приходилось делать разлиновку самим учителям на газетах и книгах, чтобы научить ребенка лучше писать.
В классах было холодно, занимались в одежде, руки мерзли, замерзали чернила. А сколько приходилось заниматься физическим трудом. О каменном угле в то время даже не знали. Основным топливом был кизяк. Поэтому летом учащиеся и учителя дывали навозную кучу, поливали водой, которую возили с Уланки, месили лошадьми, азатем станками носили, укладывали рядами. Когда кизяк подсыхал, с ним было еще очень много хлопот. И все это делали дети и учителя.
Учителям приходилось заниматься ремонтом школы. Они возили глину, месили ее, мазали, белили, красили. И это еще не все.
Учащиеся с учителями много трудились в поле. Пропалывали пшеницу, подсолнечник, собирали колоски. Учителя помогали колхозу в обмолоте пшеницы. Тогда не было комбайнов, молотили молотилками, нужно было вручную бросать необмолоченную пшеницу в барабан, вручную отгребать зерно, вручную складывать в скирды солому. Во время сенокоса учителя Лебедева М.И., Чернецова П.М. помогали колхозу в заготовке сена вручную косами.
В 1946 году в школе оставили только начальные классы, так как учащихся было мало. Через 2 года снова открыли 5-й и 6-й классы и т.д. Директором школы стал фронтовик Симоненко Н.С., потом Сокотун И.М., после него пришел в школу Костогруд Н.С.
До 1964 года Украинская школа располагалась в двух зданиях. Первая большая школа, как ее называли, находилась на площади, где был детский сад, вторая - маленькая - где школьная мастерская. Никаких тогда построек на территории, где была школа не было. И вот директор школы Николай Сергеевич вместе с педколлективом решил озеленить школу, разбить вокруг нее парк. В 1954 году 700 саженцев тополя, черемухи, акации было высажено на площади. Это стоило большого труда: учащиеся сами под руководством учителей выкопали колодец для полива саженцев, поливали каждый день, поливая одно ведро под каждый саженец.
Через 3-4 года зашумела молодая роща вокруг школы. Учащиеся и учителя радовались, что их труд не пропал даром. Каждой весной учащиеся рыхлили почву под деревьями, подбеливали стволы, убирали мусор. Но пришла беда. Весною 1963 года напал на школьный парк майский жук. Листья всех деревьев были съедены, и молодые деревца погибли. Как свидетель и памятник школьного парка остался один тополь, который и по сей день шумит своей листвою на площади у обелиска.
В 1900-х годах недалеко от хутора Бузулин жил здоровенный смуглый кавказец, Поговаривали, что он был отставной офицер.
Он вечно ходил, нахмурив брови, почти ни с кем не общался и не разговаривал, Восторга от новых соседей он не испытывал. За его замкнутость, суровый вид, люди сго прозвали «шайтаном», Потому что одним из ругательных слов, которые исходили из его уст, было слово «Шайтан», Русскоязычное население из его брюзжаний на своем языке только это слово и понимало, И детей своих пугали:
- - Вот сейчас придет шайтан и заберет тебя.Так за ним это прозвище и прилипло. Тем более никто его имени выговорить не мог, да и многие просто его и не знали.
Он так и прожил у себя до 1917 года, потом внезапно исчез Никто не знает, куда и зачем он уехал. Место, где он жил, таки стали называть «шайтаном» и до сих пор называют. Сегодня там кладбище села.
Недалеко от него жил бай-казах. Он был добрым. Поговаривали, что у него в Семипалатинске есть своя фабрика. Он общался с соседом Василенко. У бая был единственный в то время патефон. и к нему по вечерам бегала вся детвора послушать записи. А когда в хутор стали прибывать еще переселенцы из России, украинцы в хуторе их к себе не пустили. Они поселились рядом с этим баем.
Русскоязычное население его также именовало одним словом:
«Бай», «Бай сказал», «Бай приехал» и т.д. Казахские имена трудно запоминались.
После революции он переехал на участок Красный колодец и жил рядом с Постниковым, который также жил зажиточно. А потомок бая Меирман поехал в Родовку к Каравайцеву, имевшему здесь имение, а проживал он в городе.
- Как негде жить, - весело хлопнул по плечу Меирмана Каравайцев, когда они вышли поговорить на воздух после трапезы,
- Вон видишь мой лог, - показал он рукой в сторону Канайки, - вот и стройся там, живи и добро наживай.
Вот так Меирман и обосновался здесь. До сих пор местные жители этот участок называют лог Меирмана. А сын его Адильжан впоследствии здесь был председателем колхоза.
Как рассказывал дед Байжума с Арчалов, аксакал хоть и был баем, но был очень справедливым, всегда помогал бедным. Даже к сироте Байжуме относился как к приемному сыну. На праздники женщинам из семей бедняков дарил отрезки на платье, материи на камзолы.
Однажды управляющий его делами стал приставать к жене чабана. А тут чабан возьми да нагрянул домой случайно. Завязалась нешуточная драка. Об этом стало известно аксакалу. На следующий день он созвал всех к себе, принародно отчитал управляющего, хотя он приходился сму родственником, вручил расчет и прогнал со двора.
В 1917 году в хуторе Бузулин насчитывалось 45 семей. Это Болгарин А., Болгарин Н., Болгарин П., Болгарин Е., Боздриков А.М., Варга, Грицун, Дектярь Г.А., Дурницын Е., Дмитриев А.,
Зинченко М.И., Зинченко Г.Ф., Зинченко Г.И., Зинченко И.Ф., Коваленко К.В., Коваленко А.В., Карпетченко В., Курочкин В.А., Кирилек П., Клешник Н.М. (поп), Литвинов Г.Ф., Лаптся Т.В.,
Любченко К., Мельников И.Т., Орлов М., Плужников А., Петров, Рябинин Н.Ф., Рябинин К.В., Тороп Г.М., Федоров, Тур, Фесик Ф.Г., Фесик Е.Ф., Фесик М.Ф., Фесик С.Ф., Хоритонов В.А., Чернец А.Е. Щукин, Остапенко М.Ф., Портновы, Симоненко С. Пламя гражданской войны коснулось и хутора Бузулин. Ушли на войну Литвинов Г.Ф., Жуков И.И. Участвовал в штурме
Перекопа Голованов М., который был дважды ранен. Людьми атамана Анненкова были избиты шомполами жители села Фесик Е.Ф., Дектярь Г.А., Болгарин Е., Орлов, Плужников
А., Зинченко И.И., Зинченко И.Ф.
Весной 1920 года на просторах края закончилась война, но оставленные его разрушения были видны всюду, Нужно было восстанавливать хозяйство.
В мас 1920 г. было создано Киргизское (Казахское) областное бюро ВСHX (Кирпромбюро ВСНХ), на которое возлагались возрождение и регулирование деятельности отраслей народного
козяйства и управление государственными предприятиями, не состоящими в непосредственном веденни отделов и главков ВСНХ. Будучи красвым органом, Кирпромбюро в то же время являлось исполнительным органом ВСНХ, действующим по его директивам.
Кирпромбюро направляло и организовывало работу местных совнархозов - губериских и уездных, в ведении которых находились предприятия местного значения.
В работе совнархозов сочетались принципы хозяйственной пентрализации с активным участием местных Совстов в работе промышленных предприятий как государственного, так и местного значения, усиливалось значение принципов демократическмо пентрализма, развивалась хозяйственная инициатива мест.