87-летняя Клара Дудорова вспоминает, как жила в тылу, помогала матери и радовалась замёрзшим лужам.
Маленькой Кларе было три года, когда началась война. Все сверстники росли без отцов, матери строили дороги и переезжали туда, где не было голода. Жили без электричества и обуви, но дружно, с улыбкой. Война научила радоваться простым вещам и любить без упреков. Сейчас жительнице Усть-Каменогорска Кларе Дудоровой 87 лет. О войне она говорит по-житейски просто: «Тяжело? По-разному было. Но тогда казалось, что всё происходящее - в порядке вещей…».
Сначала - чувства, потом - война.
Родители Клары знали друг друга со школьных лет. Они были молоды. Дружили, мечтали о будущем.
Клара Евгеньевна объясняет с улыбкой:
- Меня по любви «напечатали». Отец служил в армии, а потом ушел на войну. Впервые увидела его только после Победы. Но мама много рассказывала о нем и всегда - только хорошее.
Когда началась война, маленькая Клара с мамой жили в небольшой деревушке. Девочка ходила в детский сад - там кормили. Руководитель старался, находил картошку, молоко.
- Мне грех жаловаться, мы хоть что-то ели, - вспоминает Клара Евгеньевна. - Потом переехали в другую деревню, к бабушке. Она подрабатывала - стирала солдатскую форму. Вручную, в холодной воде. Поэтому иногда у нас бывал сахар. Помню, как бабушка насыплет его маленькой кучкой возле каждого, мы макаем в него хлеб и потихоньку едим. А сами друг на друга поглядываем - чтобы съесть одновременно. Так никому не обидно было.
Через два года маму с Кларой отправили в Монголию. Там нужно было строить дорогу. Мужчин не было, поэтому набирали женщин.
- Приехали, а там нас стали кормить в столовой. И я впервые увидела в большом количестве нарезанный хлеб, - рассказывает Клара Евгеньевна. - Впервые попробовала сладкий чай. До этого ведь мы только кипяток пили.
У матери здоровье было слабым, а по образованию она учитель. И было решено оставлять ее с детьми. Она за ними смотрела, ухаживала, обстирывала. А другие женщины вручную строили трассу. Никакой техники, только лопаты и сила.
- Сейчас в такое трудно поверить, но тогда это было в порядке вещей, - вспоминает наша героиня. - А я была при маме и все время с детьми. Помогала ей, нянчилась с малышами. До сих пор люблю ребятишек.
Любовь без упреков
Клара Евгеньевна:
- После войны отец женился на другой женщине. У него появилась семья, дети. Мама восприняла это спокойно. Сказала просто: «Война… Какие тут могут быть обиды?» И продолжала говорить об отце только хорошее. Я потом с ним познакомилась, мы общались. С семьей отца долгие годы дружили. А потом произошло неожиданное. Отец овдовел и приехал в Усть-Каменогорск. Они с мамой встретились… И прожили вместе последние 13 лет. Без упреков и обид. Горжусь своими родителями. Их жизнь - это история войны, принятия и любви.
Оптимизм - это навсегда
Клара Евгеньевна - оптимистка. Всегда ею была. Говорит:
- Мне в жизни повезло. В войну почти не голодала. Почти не боялась. И с детства умела радоваться простым вещам. Хотите понять, как мы жили? Я вам расскажу один день.
Осень. Монголия. Нас, детей, было человек пять одного возраста. Мы стояли в сенях. Хотели выбежать на улицу, а там уже холодно. Обувь была только у меня одной. Остальные - босиком. Чтобы никого не обидеть, я тоже стала выбегать босая и кататься по замерзшим лужам. Вот такое у нас было детство - бедное, но радостное.
День Победы Клара с мамой встретили в Монголии. По дороге - той самой, что строили женщины, - проехала машина. С флагом и криками «Победа! Победа!». Люди обнимались, радовались. Спиртного не было, поэтому счастливую новость взрослые отметили сладким чаем.
- Война закончилась. Но легко не стало, - продолжает Клара Евгеньевна. - После семи классов школы поступила в горный техникум. Почему горный? Стипендия там была высокая. Надо было как-то жить. Учиться понравилось, стала электриком по подземным работам. Меня направили в Казгипроцветмет», где я отработала почти всю свою жизнь. Знаю все шахты Восточного Казахстана. Многие говорили мне - под землей сложно… А мне после войны всё казалось в порядке вещей.
В прошлом году Клара Евгеньевна побывала в Новосибирске, Калининграде, Москве.
- Да, мне было уже 86, и что с того? Надо было лететь - вот и полетела. Это всё в порядке вещей. Отвезла благодарственную грамоту бывшему руководителю отдела, он фронтовик. Встретились, поговорили. Нам обоим есть что вспомнить. Жили по-разному, но всегда старались радоваться простым вещам - солнцу, лужам, сладкому чаю.
Ирина Краскова
Источник:
Краскова, Ирина. Про войну, любовь и сладкий чай / И. Краскова // Мой город. - 2025. - 8 мая (№ 56). - С. 11.