(Из жизни немецкой семьи, члены которой участвовали в Трудовой Армии)
Указом Верховного Совета СССР «О переселении с постоянного места жительства немцев Поволжья» от 28 августа 1941 года, где они указаны как «многочисленные лица, склонные к совершению террористических действий и шпионажа, направленных против СССР». В эти годы депортации подлежат свыше трех миллионов человек. «Неблагонадежные» народы были переселены в специальные районы Сибири, Урала, Средней Азии, Казахстана. Они работали на шахтах, лесоповалах, в сельском хозяйстве в неимоверно сложнейших условиях. В результате многие погибли по дороге кместу пребывания, от голода и насилия. Трудоспособные мужчины в возрасте 15-55 лет и женщины 16-45 летнего возраста были отобраны в ряды «Трудовой Армии». Особенно в Трудовой Армии пострадали представители немецкого народа.
Семья Роот была депортирована из города Бальцер (Красноармейск) Саратовской области. Из воспоминаний Лидии Генриховны Роот: «После выхода Указа Сталина, в течении 24-х часов нужно было собраться. С собой разрешалось брать только деньги и документы. Дома депортированных были окружены солдатами с автоматами. Моя бабушка Мария Яковлевна, 1897 года рождения с дочерьми Мариной и Марией были переселены в Алтайский край, сын Александр был направлен на Урал, а шестнадцатилетний юноша Виктор - в Кемерево. Прибыв в село Хуторка Сибири, они были определены на работу на лесоповал. Переселенцы находились под строгим контролем, без разрешения им запрещалось передвигаться. Депортированные народы лишались всех гражданских прав. Получив травму глаз, бабушка осталась на всю жизнь инвалидом по зрению.
Старший сын семьи, мой отец Генрих Генрихович родился в 1920 году. В 1941 году из города Бальцер был призван в Германию, где служил в артиллерийском полку № 1667 до ноября 1941 года. В то время всех служивших в армии немцев собрали в городе Ворошиловград и депортировали в дальние края, в глубь СССР. В ноябре 1941 года мой отец прибыл в поселок Белоусовка Кировского (ныне Глубоковский) района Восточно-Казахстской области. С этого дня он работал на шахте по 18 часов в сутки. В 1943 году там же на стройке знакомится с русской девушкой и женится на ней. Однако, в течении длительного времени брак не был зарегристрирован. Так как брак между русскими и немцами не разрешалось. Несмотря на то, что я родилась в 1945 году, мое свидетельство о рождении было выдано только после рождения моего младшего брата в 1948 году. Наша семья находилась под контролем комендатуры до 1956 года. Иногда проверка осуществлялась в ночное время. Отец работал добросовестно, был награжден медалью «За доблестный труд», Почетными грамотами. Именно этот факт сыграл положительную роль в воссоединении семьи Роот. Бабушка, братья и сестры отца собравшись в Белосовке, жили в семером в одной комнате барака. Пережив депортацию в трудное время для страны, наша семья всегда отмечала гостеприимство и доброту казахского народа, который всегда протягивал руку помощи немцам»,- так вспоминает Лидия Генриховна Роот.
Сегодня Лидия Генриховна проживает в городе Усть-Каменогорске, является членом немецкого этно-культурного объединения «Видергебург», являясь руководителем фольклорной группы активно участвует в общественной жизни Дома дружбы народов областного центра.