Война в судьбе моей семьи (сочинение ученицы 9 класса ГУ «Выдрихинский комплекс «Школа-д/с» им. А.С. Иванова» Болотновой Анастасии).
Когабаев Толеухан родился и вырос в Чиликтинской долине. В августе 1942 года был призван в ряды Советской Армии. По прибытии в Семипалатинск был зачислен в 125-й запасной стрелковый полк.
«В июне 1943 года я попал на передовую в составе 751 стрелкового полка 165 стрелковой дивизии Калининского фронта. Был командиром отделения. Боевые задания выполнял аккуратно и точно. Приходилось много раз участвовать в ожесточенных схватках, отступать, хоронить боевых товарищей, контратаковать. В конце декабря 1943 года наш взвод охранял стратегически важную сопку. Перед нами стояла задача: закрепиться и любыми средствами удерживать ее до подхода основных сил. Ни в коем случае нельзя было открывать огонь. О передвижениях фашистских войск каждый час сообщали командованию. В 4 часа утра 25 декабря фашисты начали обстреливать из артиллерии и минометов нашу позицию. Это длилось минут 15-20. Потом все стихло. Мы приготовились к отражению атаки. Немцы подошли к проволочному заграждению и начали просачиваться. Но пулеметы почему-то молчали. Оказывается, после артобстрела стволы засорило песком. Получив подкрепление вражеские солдаты предприняли вторую атаку, но мы не только отразили атаку, но и перешли в контратаку. А тут подошло подкрепление и наши войска перешли в наступление по всей линии. В этом бою я был ранен и отправлен в госпиталь».
Старшина Т. Когабаев был удостоен орденом войны 1 степени и· боевой медалью «За отвагу». Его назначили помощником командира взвода.
Мухаметкалиев Касым родился в Зайсанском районе. С малых лет остался сиротой и воспитывался у дедушки. Мечтал стать учителем, но этой мечте, как и жизненным планам сотен и сотен его сверстников, помешала война.
«Мне довелось командовать экипажем тяжелого танка в 43-ей бригаде резерва Верховного командования. Участвовал в боях за освобождение Украины и Белоруссии, получил тяжелое ранение. После госпиталя снова вернулся в родную часть. В октябре 1944 года, после освобождения Белоруссии, войска нашего 3-го Белорусского фронта под командованием генерала Черняховского вышли на подступы к границам Восточной Пруссии, вошли на территорию Германии и там вели бой до победы. Наступательная операция наших войск началась 13 января 1945 года. Мы, танкисты, находились в самом пекле, в развалинах города Тильрита, Гумбинена, а затем и Кенигсберга. До сих пор стоит перед глазами черный дым горящих на поле битвы танков, уши закладывает рев самолетов, грохот пушек, вой снарядов реактивных минометов. Войну, вместе со своими фронтовыми товарищами закончил в лесах Восточной Пруссии».
Еремеев Григорий Аникеевич - участник ВОВ, индвалид 2 гр., г. Усть-Каменогорск:
"Когда наши войска в последний раз вошли в Старую Руссу от нее остались только кирпичи. Город пылал. А· сколько погибло моих товарищей. Все они были молоды, старше 23 лет не было. Река там протекала, Ловать называется, вся красная была от крови. ...Командирский состав был весь перебит. Из оставшихся в живых , у кого было хотя бы девять классов образования отправили на курсы младших лейтенантов. Все мы встречавшиеся со смертью, были решительны настроены на борьбу с ненавистным врагом. Вернулся на передовую командиром взвода. Очередной бой, ранение, три месяца пролежал в госпитале, выписали с заключением: к строевой не годен, использовать в тылу."
Кали Нурбикенов - инвалид войны, г. Усть-Каменогорск:
«15 января 1945 года на узком участке третьего Белорусского фронта командование решило силами одного батальона занять передовые позиции противника. После короткой артподготовки в 6 часов утра наша разведгруппа во главе с гвардии лейтенантом И. Шекерой вместе с батальоном пошла в атаку. В составе нашей группы были разведчики Никитин и радист Мурычев. После взятия первой линии обороны противника лейтенант помог батальону подавить огневые точки второй линии. Это решило дальнейший успех боя. Однако противник пошел в контратаку. Наша артиллерия продолжала огонь по противнику по точной корректировке лейтенанта, контратака была отбита. Но вскоре мы лишились поддержки нашей артиллерии. Тем временем мы оказались в окружении. Немцы стали вести по нам сильный огонь из пулеметов и винтовок. Лейтенант был ранен. Я оттащил его в траншею и сделал перевязку. Противник сжимал кольцо окружения. В этот момент лейтенант нашел в себе силы поднять солдат в решительную контратаку. Забросав гранатами траншею противника, местами переходя в рукопашную, нам удалось прорвать кольцо окружения. При переходе траншеи лейтенант обессилел и не мог больше идти. Мы с сержантом Мурычевым сумели вынести нашего командира с поля боя. Сержант Никитин погиб. Эта разведка боем помогла командованию узнать какие силы стоят перед нами. За тот бой и спасение командира меня и Ивана Мурычева наградили орденами Славы III-й степени».