В годы войны женщины заменили мужчин на речных судах Верхне-Иртышского пароходства.
С речным флотом всегда ассоциировались крепкие мужчины. На любом участке, начиная с палубы и до капитанского мостика, от людей требовались техническая смекалка и физическая сила. В 1930 году для подготовки кадров-речников в Семипалатинске (теперь Семее) было основано фабрично-заводское училище. Здесь готовили судомехаников, рулевых, машинистов. Надо ли говорить, что львиную долю учащихся составляли парни?
В предвоенные годы объем перевозок на Верхнем Иртыше измерялся сотнями тысяч тонн. Речники доставляли руду, лес, зерно, топливо, стройматериалы… С началом войны навигационные планы оказались под угрозой срыва. Мужчины ушли на фронт, многие грузовые и пассажирские суда практически остались без экипажей.
– Были затруднения со смазочными маслами, серьезные перебои с поставками угля, – рассказал в свое время летописец Верхне-Иртышского пароходства Илья Зырянов. – В 1942–1943 годах навигации проходили особенно непросто. Женщины и подростки пришли на смену мужчинам, но им физически было очень тяжело. Можете себе представить девушку у топки пароходного котла или портовым докером?
Тем не менее транспортировку грузов, предназначенных для нужд фронта, в том числе свинцово-цинкового концентрата, железной руды, огнеупорной глины, хлеба, флотилия обеспечивала на все сто. В 1944 году на пароходе «Тюмень» мощностью 240 лошадиных сил был сформирован первый чисто женский экипаж. Его собрали из выпускниц Семипалатинского речного техникума, получивших квалификацию штурмана, а также из девушек, окончивших Семипалатинское фабрично-заводское училище по специальности «судомеханик». Капитаном назначили Ирину Алексеевну Дрозд.
– «Тюмень» ходила по расписанию, но эта ритмичность давалась женской команде тяжело, – отмечал краевед.
К сожалению, от легендарного экипажа не осталось письменных воспоминаний. Можно только представить, какой ценой давался девчатам каждый рейс. Нужно было в любую погоду нести вахту, топить углем паровой котел, следить за исправностью двигателя, принимать десятки тонн грузов, смазывать гаки, краны, лебедки, бороться со ржавчиной корпуса, сниматься с якоря, вязать узлы… А еще надо учесть сложный фарватер Иртыша того времени. Чтобы пройти речные пороги, требовались лоцманские знания и большой опыт.
– Такая работа все-таки не для дамских рук, – отмечал краевед. – После закрытия навигации 1944 года женский экипаж расформировали. Ирина Дрозд и ее помощницы еще поработали какое-то время на других судах, но затем перешли в береговые службы.
В годы войны женщины стали основными работниками и на Семипалатинском судоремонтном заводе. С первых дней мужским профессиям кочегаров, формовщиков, мотористов обучились около 100 горожанок. Они помогли наладить производство корпусов снарядов для минометов, собирали теплые вещи для фронта. В 1943 году за ударный труд орденом «Знак почета» наградили, например, формовщицу литейного цеха Михалину Александрову.
– Во время войны в коллективе пароходства действовала практически армейская дисциплина, и даже форма походила на мундиры военных моряков, – рассказывал Илья Зырянов. – После победы такой порядок какое-то время еще сохранялся, однако постепенно он сошел на нет. Восстанавливалось народное хозяйство, речной транспорт стал приходить в обычное состояние. Флот, пристани, промпредприятия, люди стали работать в условиях мирного времени. Однако вклад, внесенный женщинами в годы войны, навсегда останется в летописи Верхне-Иртышского речного флота.
Деректер
Источники
Вологодская, Г. Женщина на корабле [Текст] : [о женщинах, заменивших мужчин на речных судах Верхне-Иртышского пароходства, в годы войны] / Г. Вологодская // Казахстанская правда. - 2020. - 20 апреля. - С. 7.