Горькие воды Аягоза – так называется статья известных уже вам по книге «Эпоха обретения границ» (в последствии, эта статья вошла в состав этой книги), исследователей М. Уали и М. Томпиева о печальном событии эпохи казахско-джунгарского противостояния. Но о она стоит подробного описания, поскольку полна тайн и именно эти ученые своими умозаключениями реконструируют реальные события осени того года.
Об Аягозской битве нам известно из отчёта русского посланника в Казахское ханство Бориса Брянцева. Брянцев, будучи в «Казацкой орде» зимой 1718 года, со слов нескольких казахских участников битвы, пишет, что прошедшей осенью, 1717 года: «…ходило на калмык их казачьего войска 30 000 человек, а сошлись де с ними калмык человек с тысячу, с которыми у них была баталия до вечера, и ночью де калмыки, нарубя лесу, сделали деревянный вал и сели в осаду. А казаки де також сделали деревянный же вал выше калмыцкого, и с того валу по калмыкам стреляли два дня. И на третий де день явилось со стороны калмыцкого войска ещё с тысячи полторы и наехали на кашевые их станы, и кашевары де испужався побежали, а за ними де и их казачье войско возвратилось…» По словам другого свидетеля: «На третий день, поутру рано, приехали множество калмыков и напали на их войско вдруг. Они де казаки стреляли по них из фузей. И калмыки напали на них с копьи жестоко, и они де не стерпя того, побежали все. И за ними де калмыки гнали полдни и их многих людей побили».
Вас не удивляет, что 30-тысячное войско потерпело поражение от тысячи воинов ойратов. Я читала про копейный удар кавалерии джунгар, но даже при этом сразу видна невозможность полного разгрома огромного казахского войска (чем-то напоминает подвиг спартанцев, однако в источниках часто забывают упомянуть греков и прочих)
И здесь наши герои – авторы «включают логику» и задают следующие вопросы:
Каким же было реальное соотношение сил?
Каков был рельеф местности?
В какой части Аягоза это произошло?
И они приводят убедительные доводы в пользу того, что источник свидетельствующий о битве, скорее всего недостоверен, или возможно приближен к тому что было на самом деле, но не точен, причем используя авторитетные источники (я, к примеру, заглянула в книгу А.К. Кушкумбаева «Военное дело казахов в XVII-XVIIIвеках» и отметила особенности военной организации, боевой тактики казахов)
Результат Аягозской битвы и соотношение численности казахов и джунгар как 30:1 напоминает Орбулакскую битву, только с противоположным знаком и для джунгар, и для казахов. Такое возможно только при определённом рельефе местности, не позволяющем наступающим развернуть войска и обойти оборону с флангов. Но местность здесь открытая, ни Аягоз, ни холмистые отроги Тарбагатая не представляют серьёзного препятствия для всадников, это не Фермопилы и не Орбулак. Поэтому при таком соотношении у джунгар не было бы никаких шансов, даже будь они вооружены автоматами Калашникова. Даже когда джунгар стало две с лишним тысячи, и они выиграли бой. Они не могли уничтожить всю армию! Для этого каждый цирик должен был нанизать на копьё по десятку казахов. Это невероятно. По оценке одного из участников битвы, казахские потери составили около 400 человек, а по оценке российского историка Боброва Л. А. – около 5 процентов. Пусть джунгары перебили в последнем бою даже 2000 казахов и заставили отступить оставшихся 28 тысяч. Но что было потом?
Читайте книгу М. Уали и М. Томпиева «Эпоха обретения границ» и вы задумаетесь, как на самом деле проходила битва на Аягозе