Алмасай
(Записано со слов Елтая Турлыбаева)
В давние времена, не далеко от Усть-Каменогорска, в предгорьях Калбинского нагорья, в Уланском районе, были кочевья чабанов и табунщиков. В этих краях косяки лошадей и гурты баранов, принадлежали - Сарыкулу.
Как ведется в каждом табуне был свой вожак - самый сильный жеребец. У Сарыкула тоже был красивый пестрый жеребец - Сарыалаайгыр, что означает рыже-пестрый жеребец.
Как и положено, он следил за своим табуном, чтобы не разбегались кобылицы, да не напали волки. Но настоящим бичом для казахов в те годы были не многочисленные всюду волки, а джут. Это было настоящее, большее стихийное бедствие... В такие годы гибло много скота, а чабанам во время бескормицы приходилось рубить древесные и кустарниковые заросли чтобы как-то продержаться до весны. В такое время обледенелые сопки не поддавались тебеневки, травы для скота оказывались недоступными и животные погибали от истощения.
В таких случаях табунщики полагались, иногда, на чутье вожаков табуна. Жеребцы, умудренные жизнью, предчувствовали какой будет зима и вели табуны в те места, где джут можно было пережить.
Так было и в тот год. Хозяин табуна - Сарыкулу решил довериться своему старому жеребцу - Сарыалаайгыр. Жеребец уже почувствовал предстоящую беду и сам пошел выбирать долину, где можно было бы пастись во время ожидаемого джута. Он шел и искал такое место и привел за собой табун. Прикочевали и Сарыкул со своими людьми. Таким местом оказалась долина Сары-Озека, недалеко от Усть -Каменогорска в Уланском районе. Здесь, в урочище Алмасай, и был разбит аул. Интуиция жеребца Сарыалаайгыра, не обманула. Так было положено начало новому аулу в долине небольшой речушки Сары-Озека.
Щербаков, Б. В. Восточный Казахстан - край преданий, легенд... [Текст] : [легенды] / Б. В. Щербаков // Ақ Ертіс. - 2011. - № 6. - С. 66-71.