Одним из первых уникальных производств, созданном в Казахстане после обретения им независимости, стал Монетный двор, открытый четверть века назад в сердце Рудного Алтая городе Усть-Каменогорске.
Перед тем как начать обстоятельный и предметный разговор по существу заявленной темы, предлагаю совершить небольшой исторический экскурс, перенесясь, (мысленно) этак пару с небольшим тысячелетий назад, в Древний Рим, в храм Юноны- Монеты, где происходит необычное для культового сооружения, действо- чеканка оболов и, потолько что учрежденному Монетному двору, разносятся чарующие звуки звона серебряных денежек, названных монетами в честь второго имени богини, означающего – советница, (не правда ли, какой глубокий смысл, - тут и призадумаешься над выражением «…что в имени твоём!?»). Так, впервые в истории человеческой цивилизации, в обращении появились металлические деньги, которые, кстати, согласно одной из экономических теорий 18 века, при их полноценности считаются мерилом благосостояния нации.
Предваряя содержательную часть материала, сразу же скажу, что беседа с сотрудниками, стоявшими у истоков рождения Казахстанского Монетного двора и имеющими прямое отношение к весьма непростой сфере их производственной деятельности, и детально разбирающиеся в аспектах, перспективах и проблемах своего режимного госпредприятия, (кстати, единственного, в своём роде, которое выпускает не только металлические тенге, наградную атрибутику: ордена, медали, различные знаки отличия, вплоть до армейских кокард и пряжек для ремня, но и, пользующиеся большим спросом, наборы столового серебра), - сложилась довольно интересной и познавательной, несколько сгладив дискомфорт, который мне пришлось испытать, прежде чем оказаться в «святая святых» закрытого предприятия и увидеть хоть и верхнюю но, тем не менее, впечатляющую часть айсберга по имени КМД (Казахстанский Монетный двор). Это и досмотр личных вещей, и пронизывающий взгляд «вохра», идентифицирующий «фейс» на паспорте с физиономией его владельца, и злое попискиванием рамочного «сексота», и т. п. и т. д., Искренне сочувствую сотрудникам «Двора», «принимающие» подобные принудительные процедуры по два раза на день. А что поделаешь!? Кругом россыпи монет, слитки злата-серебра. Соблазн, он велик, а человек слаб. Заключительной же фазой, связанной с оформлением моего допуска на территорию, стало,(ойе -ёй) взвешивание моей персоны на напольных весах. Слава богу, что это было не «прокрустово ложе». Но это так, для информации.
Ну а теперь вернёмся к конкретике. Мои собеседники, , - это Фарид Сапаргалиевич Туганбаев-директор КМД и Александр Юрьевич Транов - начальник головного цеха предприятия.
- Фарид Сапаргаливич, Вы, как мне известно, стояли у самых истоков рождения Монетного двора, участвовали в проектировании и технической оснастке уникального предприятия, а затем и возглавили его. Скажите, а что же послужило причиной открыть Монетный двор Казахстана именно в Усть-Каменогорске. До Алма-Аты то, тогдашней столицы
республики и Центробанка, довольно далековато. Целых два часа лёта.
«..Всё началось с предновогодних дней 1991 года, когда правительством обновленного Казахстана в срочном порядке обсуждался вопрос о создании национальной валюты, резюмируя итоги которого, Президент поручил директорам крупнейших промышленных предприятий в режиме строгой секретности подготовить по этому поводу свои конкретные предложения, а лучше и первые образцы будущих металлических денег - тенге. Сроки были установлены жёсткие: предоставить свои «ноу-хау» на суд высокой комиссии к 13 январю 1992 года. Но, увы, задача для большинства из порученцев оказалась непосильной. Никто тогда не имел ни малейшего представления «с чем же это едят». Единственным источником информации стал небольшой раздел энциклопедии 30 года, изданной в Советской России. Но и этого оказалось достаточно для Виталия Меты, одного из самых молодых, продвинутых и амбициозных директоров в системе Минсредмаша. Он, будучи человеком неординарным, заранее просчитал дальнейшую перспективу развития руководимого им Ульбинского металлургического завода, оснастив его современной техникой и собрав лучших специалистов со всего Союза, которые в час «икс» и помогли ему решить неподъёмную для других задачу. И когда, в означенный срок, на правительственном совещании все директора, в один голос, начинали свой отчет с всевозможных просьб,- «дать то, дать это», то Метте, в отличие от своих коллег, выйдя на трибуну, не стал «плакаться в жилетку», а молча высыпал перед Нурсултаном Абишевичем горку отчеканенных монет. Вот, пожалуй, я и ответил на Ваш вопрос.
Да-а. Ничего не скажешь. Ни убавить, не прибавить. Просто лишний раз убеждаешься в пробойной силе восточноказахстанцев и их особому менталитету. Ну а как же. Первые свои лучи солнце, вставая над республикой, дарит вначале жителям Рудного Алтая.
А теперь вопрос к одному из продолжателей ремесла чеканщика, этой редкой, я бы сказал, даже уникальнейшей профессии.
- Александр, из-за вашей молодости можно к Вам обращаться без отчества. Скажите, что стало причиной выбора профессии именно чеканщика и второе. Считаете ли вы, что полноценные металлические деньги - это показатель благосостояния нации? Ну и самое последнее…. Не могли бы Вы чуть приоткрыть, (в пределах возможного) секреты последних наработок КМД, и лично Вашего участия в «ноу-хау».
«…Начну со второй части вопроса. Наверное, это так и есть. Иначе я бы не выбрал эту профессию и не оказался здесь. Ну, это, в некотором роде, конечно же, шутка, хотя…. А всерьёз, всерьёз (он призадумался). Возможно, в эпоху накопления первичного капитала, так и было. Металлические деньги тогда были для государства всё. Помните «…Сатана там правит бал, люди гибнут за
металл!» В наш электронный век приоритеты несколько другие но, тем не менее, монеты, особенно коллекционные, дорогостоящие, как и слитки золота, могут представлять определённое мерило экономического рейтинга страны.
Теперь о своём выборе, Во-первых я решил идти по стопам отца, который трудился в Монетном дворе со дня его основания.
Ну а во- вторых, мне всегда нравилась работать с металлами. Плавно перехожу к заключительной части вопроса. Все самые серьёзные достижения, как раз и связанны с этой моей увлечённостью. Ну а, главное «ноу-хау», на чём я, со своими соратниками, чуть не сломал зубы, это разработка технологии по изготовлению коллекционных монет серии «КОСМОС» из драгметаллов качества “proof,” с применением тантала,- тугоплавкого и стойкого элемента, которого не берёт даже «царская водка», почему промышленное использование металла началось лишь через 100 лет после его открытия. Вот тогда-то мы на своей шкуре испытали, каково пришлось бедному царю Фригии, Танталу, низвергнутому Богами в Ад за ненадлежащее поведение.
Пластичность тантала сверх всяких норм и, при чеканке, он просто намазывался на инструмент. Пришлось долго подбирать режимы, вводить новые операционные схемы. Много хлопот нам доставила и работа с голограммами.
Итогом наших «Танталовых мук» стала биколорная монета из серии «КОСМОС». Никто в мире, не выпускает подобной продукции, что и было высоко оценено на международном конкурсе “VicenzaNumizmatika” (Италия)».
- Фарид Сапаргалиевич, увидев такое многообразие прецизионной дорогостоящей техники, весь этот мощный комплекс, предназначенный для производства монет достоинством всего лишь в одно тенге или пусть даже в десять, я укрепился во мнении, что их себестоимость, учитывая инфляцию, гораздо выше денежного номинала. Если да, то дотирует ли государство вам убытки, или же вы, каким то образом, выкручивайтесь сами.
«…Государство, (он делает удивлённое лицо) Бог с вами, Анатолий Павлович. Конечно же, последнее. Наш принцип, перефразируя известную поговорку, - « на государство надейся, но сам не плошай». Вообще то мы, относительно собственной финансовой и прочей политики, практически находимся в свободном плавании. И когда цветные металлы резко подорожали, мы быстро сориентировались, и монеты, достоинством от одного до двадцати тенге, стали чеканить из обычной стали, покрывая их сверху латунью или никелем. Ну и нажали на ширпотреб, как одной из немаловажных статей дохода. Главный же источник финансовой подпитки - это наш эксклюзив. Тематические и юбилейные монеты из драгметаллов, художественно исполненные геммы, чеканки и прочая. Приносит неплохую прибыль и сотрудничество с железнодорожниками, которым мы поставляем серебросодержащие контакты для электровозов. Потом, мои менеджеры постоянно в поиске рынков сбыта,- причём не только в ближнем зарубежье, но и подалее. Не гнушаемся мы и частных заказов от состоятельных господ. Главное, чтобы наш разлюбезный Монетный двор жил и процветал.
- Ну и уважаемый директор, заключительный аккорд в нашей, весьма и весьма, интересной и содержательной беседе.
Какой подарок готовит Монетный двор к 25-летию
независимости Республики Казахстан, примите ли вы участие в ЭКСПО-17 и Ваши производственные, ну и творческие планы на более далёкую перспективу?
Главный наш подарок,- бесперебойная работа предприятия и своевременное выполнение Госзаказа. Естественно, во всю кипит работа по изготовлению памятных медалей и различной атрибутике посвященных этой знаменательной дате…. На Всемирной выставке ЭКСПО-17 в Астане мы зарезервировали в одном из павильонов уголок, где представим свою эксклюзивную продукцию. Планов, - громодьё. Не хотелось бы только раньше времени, (Фарид Сапаргалиевич постучал костяшкой указательного пальца по столешнице). распространяться о них, тем более в таком популярном и уважаемом издании, как Ваша газета. Так что уж, Анатолий Павлович, не обессудьте».
На нет и суда нет, а вдруг сглаз все-таки существует. Да и как можно осуждать руководителя, взвалившего на свои плечи непосильный груз ответственности за архиважное для страны производство. Можно сказать, отца родного для сплочённого коллектива единомышленников, многие из которых работают практически с самого начала, с первых дней напряженной, а зачастую, авральной работы по выполнению ответственейших заданий государства. Но, тем не менее, кое-что мне всё же удалось разведать. «Казахстанский монетный двор», являясь членом Международной Ассоциации монетных дворов, в условиях кризисных явлений в экономике за последнее время настойчиво и последовательно налаживает связи с зарубежными партнёрами. Несмотря на жёсткую конкуренцию, постепенно отвоевывает собственную нишу на мировом рынке ювелирных изделий. Сертифицируя свои изделия, в том числе и циркуляционные монеты, КМД успешно участвует во всевозможных выставках и конкурсах. Модернизация оборудования, подпитка социалки, вкладывание солидных средств в развитие инфраструктуры. Всё это насущные задачи и сегодняшних дней и будущих.
В заключение остаётс пожелать добра и процветания всем тем, кто практически одновременно с получением независимости Казахстаном, оказались участниками проекта, именуемого Монетный двор, осуществленного в
самом сердце Рудного Алтая, Усть- Каменогорске, и которые, своим ударным, творческим трудом, умножают экономический и прочие потенциалы восточной столицы республики, поднимая её, и без того высокий рейтинг,
(авторитет) среди своих собратьев, - областных промышленных и культурных центров Казахстана. И не только…
Анатолий Лаптев