Война в судьбе моей семьи. (сочинение ученицы 9 класса ГУ «Выдрихинский комплекс «Школа-д/с» им. А.С. Иванова» Болотновой Анастасии).
Когабаев Толеухан родился и вырос в Чиликтинской долине. В августе 1942 года был призван в ряды Советской Армии. По прибытии в Семипалатинск был зачислен в 125-й запасной стрелковый полк.
«В июне 1943 года я попал на передовую в составе 751 стрелкового полка 165 стрелковой дивизии Калининского фронта. Был командиром отделения. Боевые задания выполнял аккуратно и точно. Приходилось много раз участвовать в ожесточенных схватках, отступать, хоронить боевых товарищей, контратаковать. В конце декабря 1943 года наш взвод охранял стратегически важную сопку. Перед нами стояла задача: закрепиться и любыми средствами удерживать ее до подхода основных сил. Ни в коем случае нельзя было открывать огонь. О передвижениях фашистских войск каждый час сообщали командованию. В 4 часа утра 25 декабря фашисты начали обстреливать из артиллерии и минометов нашу позицию. Это длилось минут 15-20. Потом все стихло. Мы приготовились к отражению атаки. Немцы подошли к проволочному заграждению и начали просачиваться. Но пулеметы почему-то молчали. Оказывается, после артобстрела стволы засорило песком. Получив подкрепление вражеские солдаты предприняли вторую атаку, но мы не только отразили атаку, но и перешли в контратаку. А тут подошло подкрепление и наши войска перешли в наступление по всей линии. В этом бою я был ранен и отправлен в госпиталь».
Старшина Т. Когабаев был удостоен орденом войны 1 степени и боевой медалью «За отвагу». Его назначили помощником командира взвода.
Мухаметкалиев Касым родился в Зайсанском районе. С малых лет остался сиротой и воспитывался у дедушки. Мечтал стать учителем, но этой мечте, как и жизненным планам сотен и сотен его сверстников, помешала война.
«Мне довелось командовать экипажем тяжелого танка в 43-ей бригаде резерва Верховного командования. Участвовал в боях за освобождение Украины и Белоруссии, получил тяжелое ранение. После госпиталя снова вернулся в родную часть. В октябре 1944 года, после освобождения Белоруссии, войска нашего 3-го Белорусского фронта под командованием генерала Черняховского вышли на подступы к границам Восточной Пруссии, вошли на территорию Германии и там вели бой до победы. Наступательная операция наших войск началась 13 января 1945 года. Мы, танкисты, находились в самом пекле, в развалинах города Тильрита, Гумбинена, а затем и Кенигсберга. До сих пор стоит перед глазами черный дым горящих на поле битвы танков, уши закладывает рев самолетов, грохот пушек, вой снарядов реактивных минометов. Войну, вместе со своими фронтовыми товарищами закончил в лесах Восточной Пруссии».
Еремеев Григорий Аникеевич - участник ВОВ, индвалид 2 гр., г. Усть-Каменогорск:
"Когда наши войска в последний раз вошли в Старую Руссу от нее остались только кирпичи. Город пылал. А сколько погибло моих товарищей. Все они были молоды, старше 23 лет не было. Река там протекала, Ловать называется, вся красная была от крови. ...Командирский состав был весь перебит. Из оставшихся в живых , у кого было хотя бы девять классов образования отправили на курсы младших лейтенантов. Все мы встречавшиеся со смертью, были решительны настроены на борьбу с ненавистным врагом. Вернулся на передовую командиром взвода. Очередной бой, ранение, три месяца пролежал в госпитале, выписали с заключением: к строевой не годен, использовать в тылу."
Кали Нурбикенов - инвалид войны, г. Усть-Каменогорск:
«15 января 1945 года на узком участке третьего Белорусского фронта командование решило силами одного батальона занять передовые позиции противника. После короткой артподготовки в 6 часов утра наша разведгруппа во главе с гвардии лейтенантом И. Шекерой вместе с батальоном пошла в атаку. В составе нашей группы были разведчики Никитин и радист Мурычев. После взятия первой линии обороны противника лейтенант помог батальону подавить огневые точки второй линии. Это решило дальнейший успех боя. Однако противник пошел в контратаку. Наша артиллерия продолжала огонь по противнику по точной корректировке лейтенанта, контратака была отбита. Но вскоре мы лишились поддержки нашей артиллерии. Тем временем мы оказались в окружении. Немцы стали вести по нам сильный огонь из пулеметов и винтовок. Лейтенант был ранен. Я оттащил его в траншею и сделал перевязку. Противник сжимал кольцо окружения. В этот момент лейтенант нашел в себе силы поднять солдат в решительную контратаку. Забросав гранатами траншею противника, местами переходя в рукопашную, нам удалось прорвать кольцо окружения. При переходе траншеи лейтенант обессилел и не мог больше идти. Мы с сержантом Мурычевым сумели вынести нашего командира с поля боя. Сержант Никитин погиб. Эта разведка боем помогла командованию узнать какие силы стоят перед нами. За тот бой и спасение командира меня и Ивана Мурычева наградили орденами Славы III-й степени».